Пресс-центр

Ученые нашли ключ для запуска регенерации тканей

Ученые сделали важное открытие, изучая уникальные особенности организма саламандр, которые без труда отращивают утраченную часть тела в случае повреждений. Людям мешают сделать то же самое формирующиеся после травмы рубцы. Исследователи нашли способ предупредить рубцевание. Отращивать у человека новые руки-ноги пока не получится, но открываются перспективные возможности лечения многих заболеваний сердца, почек, печени и легких, которые связаны с рубцеванием тканей.

Исследователи из США изучали особенности организма аксолотля — мексиканской саламандры, которая обладает повышенной способностью к регенерации, включая восстановление мозга, сердца и конечностей. Они хотели выяснить, почему аксолотль не образует шрамы, мешающие регенерации, а также причину, которая позволяет им реагировать на повреждения иначе, чем это происходит у млекопитающих.

В предыдущих исследованиях ученые выяснили, что для аксолотлей решающее значение для регенерации имеют макрофаги. Когда эти иммунные клетки истощаются, то и у саламандр образуются шрамы после повреждений, как у человека.

Теперь ученые определили, что сигнальный ответ толл-подобных рецепторов (TRL), позволяющий макрофагам саламандр распознавать угрозу, отличается в зависимости от условий. На бактерии и вирусы, например, запускается один сигнал, а на травмы другой. Именно эта особенность помогла ученым обнаружить альтернативный путь регенерации.

«Открытие альтернативного пути может в конечном итоге привести к важным достижениям в регенеративной медицине для лечения людей», — заявили авторы.

Восстановление утраченных конечностей они пока называют нереалистичным, однако видят большой потенциал для лечения болезней сердца, почек, печени и легких.

Например, ученые рассматривают использование гидрогеля на месте повреждения, который будет менять поведение макрофагов человека на поведение макрофагов саламандр с целью предупреждения рубцевания.

Понимание процессов непрерывной регенерации имеет важное значение не только в медицине. Например, недавно японские ученые нашли способ запускать регенерацию волосяных фолликулов. Их открытие приближает день, когда облысение перестанет быть для человека эстетической проблемой.

09 июня 2021