Татьяна Аносова: «Основная наша задача – защитить интересы пациента»

В обществе остро стоит вопрос о качестве оказываемой сегодня медицинской помощи. От пациентов регулярно поступают обращения в организации, ведающие государственным контролем над медицинской деятельностью. О работе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения «Медицинскому вестнику» рассказала руководитель Территориального органа Росздравнадзора в Чувашской Республике Татьяна Аносова.

– Татьяна Николаевна, что находится в компетенции Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения?

– В соответствии с Положением, Росздравнадзор осуществляет государственный контроль качества оказания медицинской помощи населению. Это проведение проверок, лицензирование отдельных видов медицинской деятельности, выдача сертификатов специалистам, получившим медицинское образование за рубежом. Также в рамках имеющихся полномочий мы контролируем исполнение мероприятий приоритетных проектов в здравоохранении, с реализацией которых в ближайшие годы планируется достичь улучшения таких ключевых показателей, как доступность медицинской помощи и демографическая ситуация.

Еще одно важнейшее направление нашей деятельности – контроль в сфере обращения лекарственных средств, а также лицензионный контроль фармацевтической деятельности. В ведении Росздравнадзора находится и государственная регистрация медицинских изделий на территории Российской Федерации, контроль за обращением и проведение мониторинга безопасности медизделий.

Также Территориальный орган контролирует исполнение Минздравом Чувашии полномочий в сфере здравоохранения, переданных на уровень субъекта Российской Федерации, и осуществляет контроль расходования средств, выделенных на реализацию переданных полномочий.

Ну, а в целом хотелось бы сказать, что основная наша задача – защитить права и интересы пациента, контролируя деятельность государственных и частных организаций, работающих в медицинской отрасли.

– Расскажите о структуре вашей службы.

– К сожалению, кадровый состав нашей службы очень малочисленный (13 человек), несмотря на то, что количество объектов проверки год от года увеличивается. И только высокий профессионализм сотрудников, их деловой настрой на ответственную  работу позволяют нам справляться с поставленными задачами. В структуре Территориального органа Росздравнадзора по Чувашской Республике функционируют 3 отдела: отдел контроля и надзора в сфере здравоохранения, отдел контроля качества и безопасности медицинской деятельности и мониторинга государственных программ, отдел административного и финансового обеспечения.

– Сколько проверок по республике в год вы осуществляете, с какими организациями взаимодействуете в своей работе?

– В 2017 г. в рамках контрольно-надзорной деятельности было проведено 225 проверок, из них 179 внеплановых. В связи с малочисленностью службы во время проверок  мы также используем возможности экспертных организаций, привлекая к работе аттестованных в установленном порядке экспертов. Аккредитованные организации Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, с которыми мы сотрудничаем, – это ФГБУ «Информационно-методический центр по экспертизе, учету и анализу обращения средств медицинского применения» (филиал в Казани) и ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский и испытательный институт медицинской техники» (Москва). Если возникает необходимость в ходе проведения проверочных мероприятий, мы берем образцы лекарственных средств, медицинских изделий, упаковываем их так, как требует закон, чтобы при транспортировке качество не было потеряно, и отправляем на экспертизу в Москву либо в Казань. Также мы составляем совместный план привлечения экспертов, чтобы, выехав к нам в регион, они присоединились к какой-либо из наших проверок.

С целью оптимизации государственного контроля согласуем сроки проведения своих проверок с прокуратурой Чувашской Республики, МВД и другими органами госконтроля.

– В каких случаях совершаются внеплановые проверки?

– Основанием для их проведения бывают обращения и заявления граждан, юридических лиц, информация от органов государственной власти, местного самоуправления, из средств массовой информации. Также внепланово мы контролируем исполнение ранее выданного предписания. В 2017 г. основными причинами для проведения внеплановых проверок были обращения граждан о возникновении угрозы или причинении вреда жизни, здоровью граждан (76), контроль за исполнением предписания (63), проверки на основании приказа руководителя Росздравнадзора, изданного в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации (5).

То есть наиболее массовые жалобы – это когда сам пациент считает, что врач поставил ему неправильный диагноз или недообследовал, или выписал не то лекарство. Причинение вреда здоровью – это когда случается фатальный исход заболевания, после чего родственники пациента жалуются на некачественно оказанную медицинскую помощь.

По лекарственному контролю недавно было внесено изменение в законодательстве, которое наделило нас правом выходить на проверки в аптеки неожиданно, без согласования с органами прокуратуры. Но, проведя такую проверку, безусловно, мы обязаны отчитаться и предоставить все материалы в прокуратуру.

– На что обычно жалуются граждане?

– В 2017 г. в Территориальный орган Росздравнадзора по Чувашской Республике поступило 352 письменных обращения граждан, что на 33% больше уровня 2016 г. В основном, граждане жаловались на качество оказываемой медицинской помощи (178 обращений), лекарственное обеспечение (76), качество лекарственных средств и медицинских изделий (18), по вопросам лицензирования (7), по иным вопросам (73).

Типичные нарушения – это оказание медпомощи с несоблюдением Порядков и невыполнением Стандартов медицинской помощи в части проведения диагностических исследований и назначения лекарственных препаратов. Также это отказ в оказании медпомощи. К наиболее частым нарушениям также можно отнести и осуществление медицинского вмешательства без информированного добровольного согласия на него со стороны гражданина либо его законного представителя. Например, проведение вакцинации детей без согласия родителей. Здесь же нарушение права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе замена бесплатных услуг на платные.

– Какой процент жалоб подтверждается?

– Количество обращений, признанных полностью или частично обоснованными, составило в прошлом году 47%. То есть больше половины жалоб оказываются необоснованными, надуманными. Например, поменял производитель привычную картинку на упаковке препарата, а пациент счел его подделкой. Либо помогал лекарственный препарат человеку всю жизнь и вдруг перестал, поэтому пациент считает, что купил фальсификат. А что уж говорить о больных, у которых возникают рецидивы болезней или боли после проведенных медицинских манипуляций. Естественно, обращаются с жалобами на якобы некачественный процесс лечения. Проводим проверку – выполнено все в соответствии с порядками, стандартами, клиническими рекомендациями. К сожалению, в этой статистике есть какой-то процент рецидивов, не зависящий ни от чего.

Возможно,  многие жалобы спровоцированы тоном общения врача  и пациента. В медицинской терминологии это называется деонтологией – медицинской этикой.

– А какие меры воздействия применяются к нарушителям? Были ли случаи приостановки деятельности или закрытия медорганизаций?

– Таких фактов по результатам наших проверок не было. И это хорошо, значит, уровень нарушений не критический. А всего в 2017 г. по результатам проверок было выдано 109 предписаний об устранении выявленных нарушений (48,4% от всех проведенных проверок), составлено 125 протоколов об административном правонарушении. По результатам рассмотрения дел судебными органами и руководителем Территориального органа Росздравнадзора по ЧР было наложено административных штрафов на сумму 3,343 млн руб.

– Можно ли сравнить количество проверок 14 лет назад, в самом начале деятельности Росздравнадзора, и сейчас?

– Однозначно можно отметить, что полномочия Росздравнадзора на момент создания в 2004 г. не охватывали такую широкую сферу деятельности отрасли здравоохранения, не было стольких направлений контроля,  кадровый состав службы был совсем невелик. Все это, безусловно, влияло на количество проведенных проверок. Но на данный момент количество проверок увеличилось в разы. Суммарно Территориальный орган Росздравнадзора контролирует деятельность около 600 организаций в республике.

– Выкладываются ли материалы о проведенных проверках в открытый доступ?

– Абсолютно все результаты проведенных контрольно-надзорных мероприятий мы публикуем. Информация обо всех проверках, в том числе о выявленных рисках медицинского и фармацевтического рынков, размещается на нашем официальном сайте (http://21reg.roszdravnadzor.ru/control/results). Там содержится информация о том, плановая была проверка или внеплановая, выявлено нарушение или не выявлено. То есть любой  желающий может ознакомиться не только с результатами своей жалобы, но и вообще со всеми материалами.

– Можно проверить условия оказания медицинской услуги, но как проверить качество? Делают ли «контрольную закупку» у врачей? Не только в государственных, но и в частных клиниках?

– Я однозначно отвечаю: проверить можно. Для этого существуют специальные инструменты – это критерии качества, которые установлены к большинству нозологическим форм. Допустим, при хроническом бронхите в первые 30 минут  оказания медпомощи должны быть проведены определенные мероприятия (они расписаны конкретно в документах, утвержденных Минздравом России), в последующем взяты анализы, сделана корректировка плана лечения в зависимости от полученных результатов, и так далее. Именно по этим критериям мы проверяем, качественно медпомощь оказана или некачественно. Я уже говорила выше, что опорными пунктами и отправными точками здесь являются порядки, стандарты и критерии доступности оказания медицинской помощи.

Отдельный и довольно важный вопрос – в каком порядке и как проводится экспертиза качества медицинской помощи? Есть два условия оказания медицинской помощи. Одна – помощь, которая оказывается по полису ОМС, а другая –  в ином порядке (по сути, речь идет об оказании платных медицинских услуг). Экспертиза качества медицинской помощи в рамках программ ОМС проводится в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании территориальными ФОМС и страховыми организациями. А частные клиники, платные медицинские услуги, высокотехнологичная медицинская помощь проверяются сотрудниками Росздравнадзора с привлечением аккредитованных экспертов.

Таким образом, у Росздравнадзора достаточно полномочий, чтобы отследить качество медицинской помощи. Но в этой сфере все равно остаются значимые проблемы. Бывают случаи, когда медицинские организации оказывают помощь, не имея на это лицензии и специалистов. И лекарственные препараты в аптечных организациях не всегда отпускаются по правилам: либо продают лекарства без рецепта, либо запрещенные препараты, либо те, на реализацию которых у аптеки нет разрешения. Чтобы устранить такие нарушения, тех форм контроля, которые существуют на сегодняшний день в Росздравнадзоре, к сожалению недостаточно. Выявить эти нарушения можно только контрольной закупкой. Пока такого права у нас нет. Но в декабре прошлого года правительство внесло в Госдуму законопроект, который предлагает наделить работников Росздравнадзора правом делать контрольные закупки.

– Присылают ли вам видеоролики о хамском обращении врачей с пациентами? Как боретесь с этим?

– Нет, ролики нам не присылают. Но иногда мы получаем обращения граждан, в которых пациенты отмечают, что у них имеется съемка на телефон описываемой ситуации, и ею можно воспользоваться. Однако с учетом того, что у нас есть регламент проведения проверки и пока еще видеоролики туда не включены в качестве доказательной базы, мы их экспертизу не проводим.

В законодательстве закреплен приоритет прав пациента при оказании медпомощи (ст. 6 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Некорректные высказывания медработника могут подтолкнуть пациента написать жалобу. Он может возмутиться, что врач не соблюдает этические и моральные нормы, относится к нему неуважительно. Пожаловаться пациент может и на оскорбление. При получении подобного рода информации мы осуществляем проверочные мероприятия. Следует отметить, что унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме, является административным проступком (ст. 5.61 КоАП РФ).

– Сейчас во все сферы жизни внедряются IT-технологии. Что сделано в этом направлении в вашей службе?

– Росздравнадзор, как и другие государственные органы, влился в единую информационную систему. Это Единый портал государственных услуг, система межведомственного электронного взаимодействия и документооборота и т.д.

Работает много собственных электронных сервисов и автоматизированных систем, где можно удаленно подать заявление, получить информацию, изучить динамику цен на лекарства и многое другое. Вся эта интерактивная среда взаимодействия позволяет оперативно получать информацию обо всех объектах отрасли здравоохранения, а также обеспечивать прозрачность деятельности самой службы.

– Как используются IT-технологии при проверках? Может ли Росздравнадзор контролировать электронную медицинскую карту пациента  удаленно?

– В части информатизации контрольно-надзорной деятельности в службе создан исчерпывающий перечень подконтрольных субъектов. Разработана информационная подсистема «Риск-ориентированная модель», позволившая провести автоматическое ранжирование поднадзорных объектов по категориям риска и в автоматическом режиме сформировать план контрольно-надзорной деятельности на год.

Со следующего года начнут действовать электронные проверочные листы (чек-листы), содержащие полные перечни обязательных требований, используемые инспекторами в ходе проведения проверок по основным контрольным функциям Росздравнадзора. И любое юрлицо перед приходом проверяющих сможет провериться по чек-листу самостоятельно и выявить недостатки в своей работе.

Налажено межведомственное взаимодействие системы АИС Росздравнадзора с Роспотребнадзором, казначейством, налоговой службой. То есть часть информации мы уже не запрашиваем у юридических лиц, а проверяем ее в рамках межведомственного электронного взаимодействия. Через Единый портал госуслуг в электронном виде граждане могут подать обращение в госорганы, а  предприниматели – заявление на лицензирование.

А вот электронную медицинскую карту удаленно видят только сотрудники территориального ФОМСа. Но мы можем открыть электронную карту пациента во время проверки больницы. Однако чаще всего документы для проведения экспертизы мы запрашиваем, и медучреждения и иные субъекты проверок нам их присылают. То есть мы не выходим на объект, а изучаем их у себя. 

– Назовите типичные нарушения в сфере обращения лекарственных средств.

– К сожалению, по результатам проверок в 2017 г. и в текущем году мы констатируем, что около 70% субъектов обращения лекарственных средств осуществляют свою деятельность с нарушением обязательных требований. Указанные показатели сопоставимы с аналогичным периодом 2016 г.

Наиболее типичные из них – нарушения установленных производителем условий хранения лекарственных препаратов, применение лекарств с истекшим сроком годности, недостаточная квалификация работников, слабое знание нормативной базы, отпуск рецептурных лекарственных препаратов без рецепта врача и некоторые другие.

– Глава Росздравнадзора отметил, что в России в 2017 г., по сравнению с двумя предыдущими годами, количество поддельных лекарственных препаратов в обороте снизилось более чем в два раза. А как с фальсификатом на территории Чувашии?

– Для начала скажу, что, согласно данным Росздравнадзора, в целом в Российской Федерации по итогам 2017 г. количество изъятых из обращения недоброкачественных, фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств составило 0,34% от всего объема лекарств, которые легально продаются в аптеках или приобретаются для медучреждений. Причем это, в первую очередь, недоброкачественные препараты, которые, в том числе, отзываются и самим производителем. Проблема фальсификата была актуальна в России до 2011-2012 гг. Потом объем некачественной фармпродукции пошел на спад и сейчас достиг минимума. В 2017 г. в гражданский оборот было выпущено около 270 тысяч серий лекарств, а в целом по стране было выявлено только 6 серий фальсифицированных лекарственных препаратов. Так что легальная сеть аптек защищена очень достойно. «Черный» рынок фальсифицированной продукции был вытеснен из официальной розницы в нелегальную – продажу через интернет с доставкой на дом курьером. Такие вещи запрещены законом, но все равно находятся частные лица и организации, которые нарушают закон и занимаются этим. Далее встает вопрос о выборе самого пациента – покупать лекарства в интернете или нет.

По результатам проверок, проведенных Территориальным органом Росздравнадзора по Чувашской Республике, с 2006 г. фальсификат в медицинских и аптечных организациях на территории республики не выявлялся.

1 января текущего года вступил в силу закон о новой системе маркировки медикаментов, благодаря которому к 2021 г. планируется полностью избавиться от контрафакта и фальсификата в лицензированных аптечных сетях. Приоритетный проект «Лекарства. Качество и безопасность» позволит контролировать, как оригинальная продукция от завода-производителя доходит до покупателя. Пилотный проект уже запущен, более тысячи субъектов по всей стране подключены к системе маркировки. В Чувашии по состоянию на 1 июля 2018 г. было подключено 60 участников, в том числе ГУП ЧР «Фармация» Минздрава ЧР, осуществляющее отпуск лекарственных препаратов по бесплатным рецептам.

– Как будет осуществляться маркировка лекарственных средств?

– Такой опыт в стране уже есть при продаже алкогольной продукции. На каждую упаковку лекарственного препарата будет нанесен двухмерный матрикс-код – квадрат с пикселями. Просканировав его, покупатель сможет получить информацию о препарате, убедиться в его аутентичности. Штрих-код содержит информацию о стране производства и данные о компании, конкретную серию препарата, уникальный код каждой отдельной пачки, который создается с помощью генератора случайных чисел. По ним любую таблетку можно будет «отследить» на всем пути: от производителя и до аптечного прилавка. Считать информацию потребитель сможет при помощи приложения в смартфоне, а также специальными сканерами, которые уже устанавливаются у дистрибьютеров, в больницах и в аптеках.

Продажа препарата будет проходить не просто в аптеке, но и через онлайн-кассу. При отпуске лекарства информация будет поступать в Росздравнадзор и в ФНС. Поэтому система маркировки позволит не только контролировать движение препаратов от производителя до потребителя, проводить профилактику правонарушений в целях защиты пациентов от недоброкачественных, фальсифицированных, контрафа­ктных препаратов, но и защитит от нарушений при отпуске лекарства.

– Как осуществляется контроль цен на лекарства?

– Ценообразование лекарственных препаратов, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), регулируется и контролируется действующим законодательством (Федеральный закон № 61 от 12.04.2010 «Об обращении лекарственных средств»). Поэтому превышение предельных оптовых и розничных торговых надбавок и предельных оптовых и розничных цен запрещено.

Начиная с 2010 г., в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России №277н, Росздравнадзором осуществляется мониторинг цен и ассортимента ЖНВЛП. Автоматизированная система аккумулирует информацию о ценах и ассортименте ЖНВЛП, позволяет отслеживать законодательно закрепленный запрет на реализацию лекарственных препаратов производителями по ценам, превышающим зарегистрированные предельные отпускные цены, контролировать ситуацию на фармацевтическом рынке с целью своевременного принятия соответствующих решений, направленных на обеспечение доступности лекарственных препаратов для населения.

Причем контроль за применением цен на лекарственные препараты перечня ЖНВЛП возложен на Государственную службу Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам.  Эта служба отвечает за конечную цену на лекарственный препарат и следит, не выходит ли она за установленный коридор в разных ценовых позициях. А мы в ходе своей проверки смотрим, не превышена ли торговая наценка на препарат, правильно ли она применена.

– Как контролируется продажа лекарств в интернете?

– В законодательстве России отсутствует понятие «интернет-аптека». Продажа лекарств разрешена только со стационарных точек, имеющих лицензию. Существует перечень препаратов, требующих особого режима хранения, даже кратковременное нарушение холодовой цепи изменяет действие лекарства. В аптеках за хранением таких препаратов следят. Кроме того, по существующим правилам, отпускать лекарства может только фармацевт или провизор после фармацевтического консультирования. И когда вы покупаете импортное лекарство не в официальной аптеке, а где-то через интернет, то нет никакой гарантии, что вам не продали препарат, запрещенный к продаже в другой стране, например, из-за того, что в партии обнаружили брак. И вы никогда сами это не проверите. И сами на глазок не определите, качественное лекарство вам продали или нет.

В целях выявления и пресечения деятельности по дистанционной продаже лекарственных препаратов, мы активно взаимодействуем с МВД по Чувашии. Результаты проводимых совместных мероприятий показывают, что реализация незарегистрированных лекарственных препаратов осуществляется в основном посредством интернет-магазинов. В ходе контрольных закупок с сайтов выявляются незарегистрированные лекарственные средства, не прошедшие контроль качества, обращение которых на территории России запрещено.

– Одна из функций Росздравнадзора – контроль медицинских изделий. Как это происходит, и как защититься от фальшивок при их покупке?

– Медицинские изделия, так же как и лекарственные препараты, являются неотъемлемой частью обеспечения лечебного процесса. В соответствии с ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Но все мы слышали о случаях, когда кто-то ходит по квартирам и продает какие-то медицинские аппараты. В настоящее время принято постановление правительства о том, что это незаконно, то есть продавать медицинские изделия могут только стационарные торговые точки, и в обороте могут быть только зарегистрированные медицинские изделия.

Информация о зарегистрированных медицинских изделиях, а также о фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных медицинских изделиях и их производителях размещена на официальном сайте Росздравнадзора (http://www.roszdravnadzor.ru) в разделе «Электронные сервисы», в сервисах «Государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий» и «Информационные письма о медицинских изделиях» соответственно.

Факт регистрации медизделия подтверждается регистрационным удостоверением. У добросовестного поставщика и продавца это удостоверние всегда есть. В ходе проверочных мероприятий в стационарных точках мы выявляем изделия, регистрация которых не подтверждена. Они либо недоброкачественные, либо фальсифицированные, без экспертизы сказать сложно. Можно только с увереностью констатировать, что если регистрационного удостоверения нет, качество этого медицинского изделия ставится под сомнение. До выяснения обстоятельств мы рекомендуем это медицинское изделие изъять из продажи, берем эксплуатационную документацию, изучаем, при необходимости отправляем в Москву в Росздравнадзор на  экспертизу. 

– Контролирует ли ваша служба, как используется оборудование, закупленное на государственные средства, много ли там нарушений?

– Росздравнадзор проводит мониторинг эффективности эксплуатации в медучреждениях страны медицинского оборудования, в том числе дорогостоящего. Соответствующие проверки ведомство проводит по поручению министра здравоохранения России В.И.Скворцовой. Как показали его итоги, выявляются факты простоя дорогостоящего оборудования, приобретенного в рамках модернизации здравоохранения, в связи с поломкой оборудования, а в ряде случаев – с отсутствием расходного материала. Обращает на себя внимание и тот факт, что среднесуточная нагрузка, например, на лучевое оборудование в частных клиниках значительно выше, чем в государственных. И, конечно, необходимо устранять такие недостатки.

– Сейчас много нареканий вызывает оптимизация в здравоохранении. Она как-то контролируется вашей службой?

– Действительно, реформирование здравоохранения, происходящее в стране, вызывает у населения тревогу и ощущение того, что все плохо. Примеры этого – сокращение и укрупнение медицинских учреждений, которое специалисты деликатно называют оптимизацией. Люди убеждены, что теперь к врачу будет очень сложно попасть. И сталкиваясь с низким качеством медицинского обслуживания, с трудностями при записи к специалистам, при получении лекарства, одни ропщут в очередях, другие пишут жалобы в Росздравнадзор.

Вместе с тем, 2017 г. запомнился нам весомыми достижениями в сфере здравоохранения и улучшением демографических показателей в обществе: на 9% в среднем снизились показатели смертности населения, а продолжительность жизни россиян достигла 72,5 лет. Росздравнадзор имеет к этому процессу непосредственное отношение: мы обеспечиваем контроль соблюдения прав граждан на получение медицинской помощи и безопасность медицинской продукции, используемой при ее оказании.

Работа Росздравнадзора по контролю в сфере здравоохранения позволила снизить общественно опасные последствия, возникающие при несоблюдении законодательства, и достичь серьезных социальных и экономических эффектов. Достижение таких результатов было бы невозможно без системного и взвешенного подхода к развитию системы здравоохранения и без жесткого контроля за обращением медицинской продукции и за качеством медицинской помощи населению со стороны государства.

– Занимается ли Росздравнадзор проверкой подготовки будущих специалистов?

– Нет, не занимается. Подготовка медицинских работников с высшим и средним образованием регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 (в редакции 29.07.2017 г.) № 273-ФЗ и другими нормативными документами. Обязанность практической подготовки врачей, вплоть до ординатуры и послевузовского усовершенствования и специализации, возложена на медицинские образовательные учреждения.

Таким образом, степень практической подготовки и готовность приступить к выполнению практических обязанностей врача по определенной специальности решается в образовательном учреждении преподавателями при участии специалистов.

– Можно ли говорить о достижениях службы?

– Более чем 10-летний период со дня основания Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения – срок вполне достаточный для того, чтобы подтвердить бесспорную состоятельность службы. Год от года развивалась и укреплялась наша структура, рос численный состав сотрудников, изменялись полномочия. Это говорит о том, что мы динамично развиваемся, оперативно отвечаем на потребности государства и общества. Сегодня Росздравнадзор находится в совершенно иных условиях, чем десять лет назад. В последние годы полностью обновилась нормативная база, регулирующая сферу здравоохранения, улучшилось техническое оснащение медицинских организаций, повысились требования граждан к качеству медицинского обслуживания. Все это налагает на нас большую ответственность.

Рассматривая перспективы развития, мы видим основное наше предназначение в обеспечении комплексной безопасности наших граждан в сфере здравоохранения: мы контролируем качество лекарственных препаратов, качество медицинских изделий и качество медицинской помощи. Это триединство позволяет нам говорить о том, что Росздравнадзор осуществляет контроль за соблюдением стандартов качества, в целом направленных на обеспечение прав граждан на доступную, своевременную и безопасную медицинскую помощь.

В настоящее время наше ведомство продолжает контролировать такие направления, как модернизация здравоохранения, национальный проект «Здравоохранение» и внедрение информационных систем в здравоохранение. Таким образом, мы обеспечиваем контроль и надзор за эффективностью использования новых ресурсов, которые пришли в отрасль, и наша главная задача – осуществлять надзор, чтобы преобразования в здравоохранении проходили эффективно. Наши граждане верят в нас, и мы не вправе обмануть их ожидания.

Подготовили Н. Володина, В. Золотова

Источник: "Медицинский вестник"

Дата публикации: 29.10.2018